Страницы истории
Страницы истории Прибалтийского судостроительного техникума (становление образовательного учреждения) 40-е годы, или как всё начиналось
Прибалтийский судостроительный техникум является одним из старейших учебных заведений в системе профессионального образования Калининградской области.
Его история тесно переплетена с историей страны и Калининградской области, судьбами людей, для которых этот край стал родиной... Нелёгким, но интересным и содержательным был пройденный путь. Доставшаяся дорогой ценой победа в Великой Отечественной войне стала началом сложного восстановительного процесса во всех областях народного хозяйства. Необходимо было ликвидировать тяжёлые последствия опустошительной войны, накормить, одеть и дать кров миллионам людей, перевести экономику страны на мирные рельсы, заново восстановить хозяйственные связи, найти ресурсы для дальнейшего экономического строительства. Решение этих задач на территории вновь образованной 4 июля 1946 года Калининградской области было значительно затруднено в связи с целым рядом причин. Водопровод, канализационная система, многие другие объекты, обеспечивающие жизнедеятельность города, в результате боёв вышли из строя, в срочном восстановлении нуждались жилые дома, большинство из которых были разрушены, требовалось заново создать сеть образовательных учреждений. В ходе войны пришла в полный упадок промышленность Восточной Пруссии, 40 процентов заводов и фабрик оказались уничтоженными до основания. Их восстановление требовало наличия квалифицированной рабочей силы, поэтому первоочередной социально-политической и экономической задачей было ускоренное заселение области. К концу 1946 года население области выросло с 40 тысяч человек (май 1946 г.) до 290 тысяч.
После войны система трудовых резервов рассматривалась как важнейший источник централизованной и планомерной подготовки квалифицированных рабочих и один из рычагов восстановления и развития экономики. В этот период отмечается значительный рост числа училищ и школ фабрично-заводского обучения.
В соответствии с приказом Министерства трудовых резервов СССР формирование ремесленных училищ и школ фабрично-заводского обучения Калининградской области было возложено на Литовское республиканское управление Трудовых резервов. Ремесленное училище № 1 на базе завода № 820 Минсудпрома (ныне ОАО ПСЗ «Янтарь») было создано в соответствии с приказом по Литовскому республиканскому управлению Трудовых резервов № 586-а от 12 декабря 1946 года. Первым директором училища был Лубенко М.С. Контингент на 1946-1947 год был завезён в основном из Белоруссии и составил в трёх ремесленных училищах 700 человек. В ремесленное училище № 1 при плане 300 человек было завезено 355. Учёба в училище была начата с января 1947 года по восьми профессиям. Училищу были переданы заводские корпуса № 46 (под учебный корпус) и № 92 (под общежитие). Занятия во вновь созданных образовательных учреждениях начинались в очень трудных условиях, в приспособленных полуразрушенных, неотапливаемых помещениях, практически без необходимой учебно-материальной базы, с наполовину укомплектованными кадрами.
Так, в приказе начальника управления по гражданским делам Калининградской области «О состоянии работы ремесленных училищ и школ» от 17.03.47 № 801-143 говорится о том, что «директор завода № 820 Ведерников предоставил под общежитие для временного размещения учащихся ремесленного училища № 1 и школы ФЗО № 1 неприспособленное и необорудованное помещение бывшего цеха, в котором центральная отопительная система не исправлена, водопровод и канализация не работают. Питание учащихся плохое, в столовой грязно и холодно… Кипяченой водой и бачками для питья общежитие и столовая не обеспечены. Учащиеся, как правило, из-за отсутствия воды не умываются и спят в верхней одежде. Температура в общежитии не превышает 6-8 градусов. Все это привело к тому, что среди учащихся имеют место массовые желудочно-кишечные заболевания и 9 случаев брюшного тифа».
На 1 июня 1947 года контингент учащихся в училище составлял 298 человек. План набора в 1948 году для ремесленного училища № 1 составил 450 человек, принят был 441 учащийся.
Приказом начальника Калининградского областного управления Министерства трудовых резервов СССР Старченко Н.И. № 78-а от 28 августа 1947 года был установлен постоянно действующий профиль профессий на 1947-1948 учебный год в училище: слесари по ремонту и сборке промышленного оборудования, слесари-инструментальщики, токари по металлу, столяры-универсалы, электромонтёры, медники-жестянщики, слесари-сантехники. Профиль подготовки в училище менялся в соответствии с потребностями экономики. Так, по приказу начальника областного управления была организована группа кузнецов. В соответствии с приказом областного управления № 164 от 19.11.48г. «Об изменении плана подготовки квалифицированных рабочих в РУ № 1» в училище началось обучение судостроительным профессиям: слесари по монтажу судового оборудования, разметчики судовые, судовые электромонтажники.
В 1947 году ремесленные училища и школы фабрично-заводского обучения своих учебно-производственных мастерских не имели. Только ремесленное училище № 1 пользовалось выделенным цехом с соответствующим оборудованием завода № 820. Оборудование, имевшееся в училище в 1947 году, состояло из 12 токарно-винторезных, 5 вертикально-сверлильных, 1 горизонтально-фрезерного, 1 вертикально-фрезерного, 1 строгального станков, 260 тисков, 10 наковален. По состоянию на 1949 год в училище уже были оборудованы 7 учебных кабинетов и 5 классов. Также учебное заведение располагало библиотекой, читальным и спортивным залами.
Большое внимание в послевоенные годы уделялось воспитательной работе с учащимися. Это было обусловлено тем, что система трудовых резервов рассматривалась как форпост «формирования советского рабочего класса», и к ней предъявлялись соответствующие политические требования. Однако в воспитательной работе имелось немало недостатков и трудностей. В отчёте о работе областного управления за 1947-1948 учебный год констатируется, что в запущенном состоянии находится политико-воспитательная и культурно-массовая работа в учебных заведениях трудовых резервов. Острой оставалась проблема самовольных уходов учащихся из училищ. В рассматриваемый сохранялся мобилизационный принцип набора в учебные заведения трудовых резервов. В архиве техникума сохранились приказы и списки учащихся 1951 года, свидетельствующие о зачислении на учёбу подростков, прибывших из Белоруссии и различных областей России. Зачастую подростки, не имевшие должного возраста и уровня образования и не подготовленные к труду, не выдерживали суровых условий жизни в общежитиях училищ и самовольно возвращалась домой. Мастера групп, ответственные за «сохранность контингента», вынуждены были разыскивать беглецов, выяснять причины побегов, возвращать учащихся в стены учебных заведений. В целом ряде нормативных документов, соответствовавших духу существовавшего тогда тоталитарного общества, жёстко ставился вопрос о привлечении к судебной ответственности подростков, самовольно покидающих учебные заведения, и возмещении ими нанесённого государству материального ущерба. В приказе министра трудовых резервов СССР от 24 апреля 1950г. о крупных недостатках в работе Калининградского областного управления говорилось о том, что «в ремесленном училище № 1 в период декабря-января находились в самовольной отлучке до 40 % состава учащихся».
Анализ приказов по РУ №1 свидетельствует о том, что одни учащиеся за подобные нарушения исключались из училища, другим объявлялись взыскания, третьи усилиями работников училища возвращались из самовольной отлучки. Мобилизационный принцип подчёркивался бесплатностью обучения и полным обеспечением со стороны государства бесплатным питанием, форменным обмундированием и общежитием. Введение форменной одежды для учащихся впервые было предусмотрено приказом начальника ГУТР СССР № 1 от 4.10.1940 года «О подготовке к началу учебного года и о приеме городской и колхозной молодежи в ремесленные училища, железнодорожные училища и в школы фабрично-заводского обучения».
В учебных заведениях трудовых резервов тех лет существовал достаточно жёсткий распорядок дня с элементами военизации: утренними и вечерними линейками, обязательной физзарядкой, движением строем, вечерней линейкой в общежитиях с обязательным пением «Интернационала», а затем, после его принятия, «Гимна Советского Союза».
Требование улучшения воспитательной работы содержалось в целом ряде документов, принятых во второй половине 40-х годов. В качестве одного из важных путей повышения уровня идейно-политического воспитания рассматривалась система политико-воспитательной работы, в центре которой стоял курс «Наша Великая Родина», большое значение в котором придавалось изучению биографии Сталина. В учебных заведениях вводится должность помощника директора по культурно-воспитательной работе. В области организуется Добровольное спортивное общество «Трудовые резервы», основной задачей которого была организация спортивно-массовой работы с учащимися. Уже в 1949 году состоялись первые летняя и зимняя спартакиады областного Совета ДСО. С целью организации досуга учащихся для ремесленного училища №1, в частности, был приобретён комплект из 18 духовых инструментов, 1200 книгами пополнена библиотека.
С 1947-1948 учебного года было организовано социалистическое соревнование между учебными группами и училищами, итоги которого подводились ежеквартально. С 1949 года было положено начало славной традиции профтехобразования – проводить ежегодные смотры художественной самодеятельности.
Коллектив училища на 1 февраля 1948 года состоял из директора, заместителя по учебно-производственной работе, старшего мастера, помощников по культурно-воспитательной, административно- хозяйственной работе, главного бухгалтера, 12 мастеров, 11 преподавателей, 2 воспитателей, комсорга и физрука.
50-е годы. От ремесленного - к техническому училищу
По состоянию на 1950 год в училище обучалось 611 человек. В это время в учебном заведении уже были в наличии такие учебно-производственные мастерские, как токарная, 6 слесарных, столярная, кузнечная, сварочная, мастерская медников и инструментальная кладовая. Общая площадь всех мастерских составляла 2201 кв.м. В 1953 году вновь были организованы столярная мастерская на 26 рабочих мест и учебный плаз. Имелось 8 учебных кабинетов. На 1.09.54 года в училище обучалось 352 человека, на 1.08.55 года – 568, в 1956г. - 216, в 1957г. – 256 человек. В 1955 году в училище функционировали две методические комиссии: по производственному и теоретическому циклам.
В марте 1955 года Указом Президиума Верховного Совета СССР был отменён мобилизационный принцип набора в ремесленные училища. Набор стал в основном добровольным. Большое внимание в эти годы в училище уделялось вопросам дисциплины, ответственного отношения к ношению форменного обмундирования. Об этом свидетельствуют приказы о проведении общих смотров учебных заведений, которые проходили весной и осенью на стадионе «Трудовые резервы» и имели целью улучшение строевой подготовки и привитие правил ношения формы. В ходе этих смотров выявлялись победители среди училищ и между группами. Так, в весеннем строевом смотре 1955 года ремесленное училище № 1 заняло 3-е место, а группа № 14 - первое место. Неоднократно в проведении этих смотров был задействован духовой оркестр училища.
Важное место в воспитательной работе занимало приобщение молодёжи к техническому творчеству. В 50-е годы широкое распространение получили технические кружки, конференции, выставки технического творчества. Мастера производственного обучения училища активно занимались рационализаторской деятельностью и приобщали к ней учащихся. Так, в отчётах областного управления сохранились данные о том, что в 1956-1957 учебном году в училище было внедрено 14 рацпредложений. Приказом № 143 от 29.12.59 за активную рационализаторскую работу и внедрение предложений в учебный процесс был поощрён премией мастер производственного обучения Яцко А.Ф., получили благодарности директор Степанко П.Д. и мастер Хомичев А.М.
В 50-е годы была создана значительная материально-техническая база для внеучебной деятельности. На базе ремесленных училищ №1 и №2 действовал духовой оркестр, руководителем которого являлся Малков А.И. В приказе №48 от 6.03.55 «Об итогах VI областного смотра художественной самодеятельности» отмечалась положительная работа по её организации директора Степанко П.Д. и награждался руководитель оркестра. Спортсмены принимали активное участие в областных спартакиадах учащихся трудовых резервов. Так, в летней спартакиаде 1956 года команда училища заняла 1-ое место, а в 1957 году – 2-ое место. В 1958 году учащиеся училища в составе команд по настольному теннису, баскетболу и волейболу участвовали в 4-ой Всесоюзной спартакиаде учащихся трудовых резервов.
В связи с постепенным переходом в СССР ко всеобщему среднему образованию, в системе государственных трудовых резервов с 1954 начали создаваться учебные заведения нового типа - технические училища для молодёжи, окончившей средние общеобразовательные школы. В 1955 году во исполнение приказа начальника Главного управления трудовых резервов при Совете Министров Союза ССР № 262 от 18.08.55 было принято решение о реорганизации ремесленного училища № 1 в техническое училище № 1.
К концу 50-х годов ремесленные училища и школы уже не могли готовить квалифицированных рабочих на уровне потребностей народного хозяйства. В соответствии с законом об укреплении связи школы с жизнью создавался единый тип учебных заведений – городские и сельские (дневные и вечерние) профессионально-технические училища на базе 8-летней школы со сроком обучения от 1 до 3 лет. Этот этап преобразований в Калининградской области, в основном, завершился в 1963 году.
Таким образом, ремесленное училище № 1 является одним из старейших учреждений профессионального образования Калининградской области. В 40-50-е годы оно решало задачу государственной важности – подготовку рабочих кадров, в которых остро нуждалась Калининградская область. Трудности послевоенного периода отразились в полной мере и на развитии системы трудовых резервов: существовали проблемы в организации учебно-воспитательного процесса. Для изучаемого периода были характерны жёсткая зависимость форм и методов учебно-воспитательной работы в ремесленном училище от идеологической политики Коммунистической партии, мелочная регламентация учебной и внеучебной деятельности учащихся, вплоть до регулирования их передвижения, ношения форменной одежды. Это приводило к формальному отношению к исполнению требований и частому их нарушению не только учащимися, но и педагогами.
За время своего существования образовательное учреждение претерпело значительные изменения. Наиболее значимые из них – это переход на подготовку со средним образованием в 1972 году, получение статуса профессионального лицея в 1992 году и преобразование в техникум в 2010-м. В 2013 году произошла очередная реорганизация Прибалтийского судостроительного техникума путём присоединения к нему профессионального училища № 5. В 2014 году в техникуме появилось новое структурное подразделение – Ресурсный центр судостроения, а 31 августа 2015 года – в присутствии Губернатора Калининградской области состоялась презентация Многофункционального центра прикладных квалификаций и отремонтированном корпусе на пл. Гуськова.
Справка по учебному корпусу на ул. Маршала Новикова, 5
Профессиональное училище № 5 было образовано 26 ноября 1946 года приказом начальника Республиканского управления трудовых резервов Литовской ССР № 578 с контингентом учащихся 150 человек. Действовало оно на базе двух крупнейших предприятий г. Калининграда - Прибалтийского судостроительного завода «Янтарь» и Калининградского управления строительства. Первый набор состоялся в ноябре 1947 года, а первый выпуск в июне 1948 года.
С января 1998 года в состав ПУ № 5 входит бывшее ПУ № 15. Объединение училищ было произведено на основании приказа МО РФ и Управления образования № 2028/ 545 от 13.10.1997г. С этого момента расширяются учебные площади ПУ № 5, увеличивается количество профессий, по которым осуществляется подготовка рабочих кадров в училище.
За многолетнюю историю образовательное учреждение подготовило более 30 тысяч квалифицированных рабочих. Сейчас трудно встретить предприятие или стройку, где бы ни трудились его выпускники.
Вспоминает Тарасов Степан Яковлевич (годы учёбы в РУ №1: 1946-1948):
«Во время войны я убежал из дома, но меня подобрали и отправили в детский дом, я и оттуда сбежал, меня снова поймали и отправили в ремесленное училище.
Из жизни училища запомнилось то, что после войны было много беспризорников и сирот. По сталинскому приказу всех этих детей собирали в ремесленные училища и школы ФЗО. Многие из них убегали из училищ кто куда, так как были детьми и хотелось посмотреть весь мир.
Сначала в училище преподавали немцы, говорили с учащимися на ломаном русском языке, но дело свое знали и обучали хорошо. При объяснении материала нам больше показывали на наглядном материале. Водили на экскурсии по заводу. Он в то время был чистым и ухоженным, всему было свое место.
Учащиеся одевались в казённую одежду, жили мы все вместе в общежитии, ходили в одинаковой одежде. Кормили нас в столовой, куда водили строем. Вообще, строем нас водили везде: на занятия, с занятий и даже в кино. Учащимися были только одни мальчики. Но однажды набрали две группы девочек – токарей, и в столовой мы их закидали хлебом. С того времени девочек набирать не стали, а норму хлеба нам уменьшили с 1200 г до 800 г.
Также запомнился мне преподаватель физкультуры Куклин, который водил всех учащихся и на соревнования, и в кино. У многих мальчиков были подруги – немки. И у меня тоже была девушка, очень красивая, звали ее Гертруда, она в то время работала на заводе. Но в 1948 году ее депортировали в Германию, и я ей ничем не смог помочь».
Вспоминает Медведев Эдуард Арсеньевич (годы учёбы в РУ №1: 1946-1948):
«Меня, воспитанника детского дома г. Бобруйска, привезли в разрушенный войной Калининград в 1946 году. Сразу же определили в ремесленное училище №1, что было образовано при заводе № 820. Я попал на обучение в группу токарей к старшему мастеру Климкину. Имени и отчества, к сожалению, не помню. Условия, в которых мы жили, были хорошие: спали в общем бараке, одеждой нас обеспечивало училище. На занятия и в столовую нас водили строем. Были в распорядке дня и экскурсии, и концерты. В общем, хорошо жили».
Вспоминает Шаболтас Михаил Арсентьевич (годы учёбы в РУ №1: 1946-1948):
«Наш выпуск 1948 года был первым. Я учился на судового электро-монтажника. Нас обучали еще немцы. Потом их депортировали в Германию. Мне особенно запомнился преподаватель по центровке механизмов. Его звали Ганс. Он нам очень нравился, потому что давал хорошие знания по своему предмету и хорошо к нам относился».
Вспоминает Дикун Николай Григорьевич (годы учёбы в РУ №1: 1946-1948):
«Я учился в ремесленном училище № 1 с 27 декабря 1946 года по 7 июля 1948 года профессии «электромонтер». Мастером в нашей группе был Шевчук Иван. Вместе с ним наша группа участвовала в первомайских демонстрациях и демонстрациях, посвященных годовщине Октябрьской социалистической революции. Еще запомнились субботники по очистке улиц и парков города. За нами была закреплена Окружная улица и парк, который сейчас называется «Балтийский».
Вспоминает Шепелев Иван Степанович (годы учёбы в РУ №1: 1950-1952):
«В 1950 году я поступил учиться в ремесленное училище №1. Все учащиеся нашей группы были из детдома. Из преподавателей больше всего мне запомнился учитель по русскому языку. Его фамилия Морозов, а имени и отчества сейчас уже не припомню. Он замечательно читал нам стихи Маяковского. В 1952 году я окончил училище по специальности «слесарь – судомонтажник» и был принят на работу на завод №820».
Вспоминает Хлынов Александр Николаевич (годы учёбы в РУ №1: 1950-1952):
«Нас привезли из города Слуцка в товарном вагоне и направили на обучение в ремесленное училище №1 при заводе «Янтарь». В те годы это был военный завод. Территория охранялась солдатами с собаками. Солдаты жили в казармах рядом с заводом. На завод гоняли на работу военнопленных. Их лагерь располагался поблизости. Я учился на слесаря-жестянщика. Больше всего запомнилось, как с друзьями катались на кране по цеху и как ходили смотреть на подводные лодки, которые собирали на заводе».
Вспоминает Езепчик Александр Казимирович (годы учёбы в ТУ №1: 1957-1959):
«В памяти от тех лет осталось, что приехал в г. Калининград из Советска поступать в мореходную школу, но не прошел по конкурсу, так как на место претендовало 18 человек. Расстроился и поехал обратно домой, а друг поступил в ТУ-1, и я решил вместе с ним идти учиться. Наши документы приняли и отправили нас на зерноток на 4 месяца. С началом учёбы мы сняли с другом комнату на ул. Транспортной (около аптеки), а потом нам дали общежитие, которое тогда находилось в заводском корпусе № 92. Жили по 15 человек в комнате. Времени свободного тогда у нас почти не было: занимались спортом (участвовали в первенствах Трудовых резервов), техническим творчеством».
Сведения о директорах училища-лицея – техникума
Декабрь 1946 – январь 1947 – Лубенко М.С.
Февраль 1947- ноябрь 1947 – Бодатов В.М.
Ноябрь 1947 – ноябрь 1948 – Штокмейстер А.И.
Ноябрь 1948 – март 1950 – Монахов В.М.
Март 1950 – февраль 1951 – Воробьев В.М.
Февраль 1951 – февраль 1953 – Махсон Павел Ефимович
Февраль 1953 – август 1970 – Степанко Павел Данилович
Август 1970 – август 1973 – Лаптев Юрий Александрович
Август 1973 – август 1985 – Тюрин Владимир Васильевич
Август 1985 – октябрь 1998 – Морозов Вадим Николаевич
Октябрь 1998 – апрель 2010 – Кузьмин Владимир Николаевич
Апрель 2010 – ноябрь 2011 – Россеин Максим Сергеевич
Ноябрь 2011- февраль 22016 – Власенко Александр Михайлович
С 02 марта 2016 года - Лукин Александр Владимирович
СТЕПАНКО ПАВЕЛ ДАНИЛОВИЧ
Коллектив технического училища № 1. 1968 год.
ЛАПТЕВ ЮРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ
Родился 28 июня 1926 года.
В 1941 году окончил 7 классов и поступил учиться в ремесленное училище №4 г. Рыбинска по специальности «электромонтер по обслуживанию и ремонту электрооборудования». В годы Великой Отечественной войны работал электромонтером на военном заводе.
В апреле 1946 года перешел работать в ремесленное училище №13 г. Рыбинска в качестве мастера производственного обучения.
В октябре 1948 года вместе с выпускниками училища приехал в г. Калининград (150 выпускников были устроены на завод № 820) и поступил работать мастером в РУ №2 г. Калининграда. С 1958 года по июль 1967 года работал мастером, старшим мастером в строительном училище № 9 (позже ПУ №13). Два года работал в китобойной флотилии «Юрий Долгорукий» в качестве судового электрика (1967-1969 годы).
С августа 1969 года работал старшим мастером ТУ №1, с 1970 по 1973 годы занимал должность директора СПТУ №10.
Вспоминает Лаптев Ю.А.:
«В училище тогда проводилась большая работа по переходу на подготовку рабочих со средним образованием. Совместно с базовым предприятием для получения общеобразовательной подготовки были созданы кабинеты математики, химии, физики, русского языка и литературы, географии и т.д. Заново был обновлен парк станочного оборудования. Вместо устаревших токарных станков Т4 были установлены более совершенные станки 1А616 и 1К62, т.е. практически заново были созданы токарная, фрезерная и сварочная мастерские, участок сборки заточных станков.
Подобран штат необходимых преподавателей. В эту работу большой вклад внесли Тарасюк А.К., Киселев В.Е., Мизин В.М., мастера Щедрин Д.Н., Соловьев М.А., Хомичев А.М.
В 1972 году училище начало вести подготовку учащихся со средним образованием. Это был очень сложный, напряженный период для всего педагогического коллектива, так как требовалась моральная, психологическая перестройка, совершенно иные подходы к обучению учащихся, и коллектив с этой задачей успешно справился».
Лаптев Ю.А. является заслуженным мастером профтехобразования РСФСР.
ТЮРИН ВЛАДИМИР ВАСИЛЬЕВИЧ
Родился 23 июня 1928 года в селе Борисоглебском Свердловского района Орловской области, в семье крестьянина. В 1946 году закончил 8 классов. В 1947 году по комсомольской путевке был направлен в г. Калининград в качестве работника второго разряда. С августа 1947 году был принят на учебу в Виленское пехотное училище, которое окончил в 1950 году в звании лейтенанта. После окончания училища был направлен в Дальневосточный военный округ и назначен на должность командира минометного взвода. В 1955 году был демобилизован из рядов Советской Армии.
В 1956 году прибыл в г. Калининград и поступил на учебу в техническое училище № 1 по специальности «электрогазосварщик», в 1958 году закончил его с отличием и был направлен на завод п/я 29 на работу электрогазосварщиком 5 разряда.
С сентября 1958 года перешел на постоянную работу в техническое училище № 1 на должность мастера производственного обучения группы электрогазосварщиков.
В сентябре 1967 года был переведен на должность заместителя директора по учебно-производственной работе в техническое училище № 13, а с октября 1970 года был назначен директором этого училища и проработал там до августа 1973 г.
В августе 1973 года был переведен в среднее профессионально-техническое училище № 10 на должность директора. Возглавлял училище в течение 12 лет.
МОРОЗОВ ВАДИМ НИКОЛАЕВИЧ
(с участниками Всесоюзной олимпиады по черчению 1988 года Лахвич Д.
и Шабашовым Е. и преподавателем черчения Пасецкой А.К.)
Родился в 1941 году.В 1973 году окончил Калининградский технический институт рыбной промышленности и хозяйства по специальности «Судовые силовые установки». Получил квалификацию инженера-механика.
В 1985 году переведён базовым предприятием на работу в ПТУ № 7 в должности директора. Возглавлял учебное заведение в течение 13 лет.
Россеин Максим Сергеевич
Власенко Александр Михайлович